Последние статьи
В своей статье «К новому Интернационалу», (газета «Родина» № 5 от 01. 02. 2002 года), Г, А. Зюганов делает масштабный, а главное – правильный вывод, о кризисе социализма. Он пишет: «Наша позиция состоит в том, что нынешний кризис социализма – это кризис роста, а не кризис упадка». Из этого положения следует, по меньшей мере, два важных вывода:
1. Социализм – жив.
2. Социализм продолжает развиваться в условиях кризиса.
Я считаю, что социализм – это есть гигантский «переходник». Он «замыкает» ряд эксплуататорских формаций, и «начинает» ряд неэксплуататорских формаций. В чём ещё уникальность социализма, как переходного этапа социального развития? В том, что социализм должен не «рухнуть», не «отмереть», при переходе в коммунизм, а «дорасти» до коммунизма. Это станет возможным только при окончательном осознании большинством населения Земли (прежде всего рабочим классом), что социальный процесс, как и экономический – регулируем. Причём, самими людьми. Регулируем – ради Великой цели, выживания и процветания человеческой цивилизации. Регулируем – через разумное потребление, через разумное распределение, через разумное самоограничение.
В свете вышесказанного, представим связь времён следующим образом:
Первая «стяжка» понятий, (историческая). Заканчивается эра эксплуататорских формаций. Её рамки – от начала осознанного труда, до социализма. Тому соответствуют и рамки развития философии эры – от Платона и Аристотеля – до Ленина. Социализм – переход. Человечество начинает вступать в новую историческую эру – коммунистических формаций. Ей должна соответствовать и новая философия эры. Предстоит сформулировать её основные понятия.
Вторая «стяжка» понятий, (общественная). Человечество прошло путь от примитивного угнетения, т.е. «зверства» - до эксплуатации классов. В эпоху социализма, оно придёт к пониманию своего единства. По старой философии, оно должно прийти к осознанию необходимости эксплуатации неживой природы. Благо, космос – безграничен. Но это не так. Такой подход – прямой путь к гибели человеческой цивилизации. Человек исчерпает ресурсы, убьёт экологию и погибнет сам. Значит, остаётся путь поиска единения с природой (с материей). Прохождение этого пути и есть прохождение коммунистической эры.
Третья «стяжка» понятий, (философская). Сейчас, в социалистическую эпоху начинает формироваться нечто такое, что «ахнем» через столетие. Что? У меня не хватает правильного философского обозначения. Но если сказать «простыми» словами, то начинает формироваться осознание человечеством, себя, в качестве «бога», в отношении Вселенной. Здесь не просто способность человека «переделывать» мир, «дров» уже и так наломали. Речь идёт о его способности осуществить суть «ноосферы» - развивать и распространять её. Речь не идёт об искусственном создании «живого». Это никогда не станет возможным. Речь может идти только о развитии и распространении «живого» в «неживом». Искусственном распространении.
Теперь о том, что составит содержание основного противоречия коммунистической эры. Оно должно быть антагонистичным, иначе теряется смысл социального совершенствования.
После последнего могучего шквала социалистических революций, наступит эпоха единения человечества. В мире торжествует коммунизм. Человечеству нужно будет «успеть», (иначе – угроза социальной катастрофы), используя ресурсы Земли, до их истощения, начать промышленное освоение, а затем и обживание космоса. Размах космонавтики будет кардинальным. Рост населения резко возрастёт. Человечеству станут тесными «рамки» Земли.
Поэтому коренное отличие противоречий (антагонизмов):
- при эксплуататорских системах, оно – внутрисоциальное,
- при неэксплуататорских системах, оно – внесоциальное.
Это значит, что человечеству придётся «вырасти» из внутрисоциальных противоречий и перейти к разрешению внесоциальных.
Главное антагонистическое противоречие коммунистической эры состоит в неизбежности истощения ресурсов Земли. Конечно, этот процесс будет замедляться научно – технической революцией, но только – замедляться, в противовес стремлению человечества к социальному совершенствованию, к лучшей жизни экономически. А это может дать только космос и экология.
Объединение человечества с одной стороны, с другой – угроза экологических катастроф, неизбежно влечёт и угрозу катастрофы социальной. Будет сохраняться угроза возвращения внесоциальных противоречий во внутрисоциальные. ( т.е. в варварство эксплуатации), если по каким-то причинам, (а они могут быть только субъективными), человечество начнёт «лениться» в отношении НТР, и кем-то будет решено, что социальное «счастье» достигнуто. Социальная стабильность достигается постоянным движением и развитием. Создание материальной базы коммунизма, в плане повышения благосостояния народа решается не как основная задача, а как попутная, в связи с достижениями в развитии НТР. Главное – космос и экология.
Теоретически установлена прямая зависимость между выживанием человечества, а значит и его дальнейшим совершенствованием и космосом. Возникает вопрос: Какое место в этом процессе занимает экология? Если потребуются колоссальные затраты на космос, надо ли всерьёз ею заниматься? Надо. И вот почему: Отработка техники, а затем и технологии решения экологических проблем, будет гуманизировать человечество дальше. Уже это очень важно, как составная часть процесса. Я думаю, что природа так «зашифровала» доступ человека в космос, что он будет возможен, когда мы наведём экологический «порядок» на Земле. Тогда Земля отдаст нам «ключи» от «Большого Космоса». «Ключ» этот – космические экологические технологии (КЭТ). Выработка экологической технологии, очень поможет человеку в космосе. Со временем конечно.
Экология и космос, властно вовлекает человечество в решение таких грандиозных задач созидания, что это, в корне, скажется на ускорении роста гуманистического сознания людей. Природа – тоже строит коммунизм.
Коммунизм – экология – космос, три основных составляющих единого, всеобъемлющего процесса. Взаимосвязь – теснейшая. Процесса – движения и развития материи. Причём, экология – не связующее звено, а ключевое.
Ю. Мирошин.
Февраль – март 2002 года.